Кратко

Новинки польского рынка музыки в 2015 году

Опубликовано 13.12.2015

Король Рогер

Новая постановка «Короля Рогера» в Лондоне, окончание оперного «Проекта P», афрофутуристическое техно RSS B0YS и новые записи польской старинной музыки – такие события ждали польских слушателей в 2015 году.

В прошлом году таинственный коллектив RSS B0YS проводил концерты в Польше и за рубежом, участвовал в фестивале «Выживания» во Вроцлаве, выпустил альбом с гипнотическими ритмами, в которых бас резонирует так, будто записан на дне шахты. Совместно с издательским домом Себастьяна Бужка «Altanova Press» были изготовлены 8-дюймовые виниловые пластинки, вырезанные вручную на модифицированной машине для открыток. Каждая из них имеет два отверстия, благодаря чему можно воспроизвести пластинку совершенно по-другому. В 2015 году группа собирается представить альбом на двух компакт-дисках, которые появились сами собой на основе записей концертов и репетиций. Они называют собственный стиль африканским космическим техно или афронаучной фантастикой.

Опера «Пассажирка» Мечислава Вайнберга, написанная в 1968 году на основе воспоминаний Софии Росмиш из Освенцима, путешествует по миру. Во времена СССР автора произведения обвиняли в «абстрактном гуманизме», потому московская публика познакомилась с творчеством только в 2006 году, спустя 10 лет после смерти композитора. В 2010 году на фестивале в Брегенце (а потом в варшавском Большом театре) была представлена постановка «Пассажирки» режиссера Дэвида Поунтнея, которая сейчас путешествует по миру, и 17 февраля была показана в Чикагской лирической опере.

Вторая часть трилогии дуэта «Капитал» (Кубы Золка и Рафаля Иванского) состояла из восьми композиций, в марте 2015 года они отправились в тур по Польше, не воспользовавшись выгодными москва барнаул авиабилеты.

Британский коллектив «The Sixteen» записал уже два диска: «Missa Concertata La Lombardesca» с песнями польской вавельской капеллы кафедрального собора Варфоломея Пекила и «The Blossoming Vine. Italian Maestri in Russia» с итальянской музыкой польского двора. Они планируют продолжать работу над возрождением старых мелодий. В феврале 2015 года коллектив выпустил компакт-диск «Ortus de Polonia» бургундского ансамбля «Les Traversees Baroques» с песнями Николая Зелинского, а чуть позже – альбом с песнями гданьского композитора Каспара Фестера младшего, компакт-диск с польскими песнями Михаила Гондко («Polonica») и диск с песнями Гжегожа Гервасия Горского.

Над постановкой оперы «Король Рогер» режиссер Каспер Холтен трудился два года, называя ее сложной. Как и другие мифологические оперы историю Кароля Шимановского можно интерпретировать разными способами. На протяжении двух лет режиссер проводит встречи с лондонской аудиторией, знакомит с творчеством композитора и Польшей в целом. Конечно, опера, поставленная Михаилом Знанецки уже давно путешествует по миру, но ее «запрессовка в канон» до сих продолжается.

Musica Polonica Nova и Musica Electronica Nova — фестивали, которые на протяжении многих лет создают музыкальную историю Вроцлава. Концерты разного масштаба сопровождаются показами фильмов и дискуссиями на тему роли электронной музыки в развитии кинематографии. Композитором-резидентом фестиваля будет Тьерри де Мей — бельгийский художник, работающий на границе музыки, кино и танца.

В мае поклонники современной оперы смогут насладиться двумя варшавскими премьерами: «Powder Her Face» Томаша Адеса в постановке Мариуша Трелиньского и третьей и последней частью экспериментального «Проекта P», которая открывает оперное пространство перед польскими композиторами, впервые выступающими в этой области.

Преемник Бенджамина Бриттена Трелиньский представляет дебютную оперу Адеса, которая с 1995 года будоражит публику и критиков. Сюжет «Powder Her Face» закручен вокруг брака герцогини Аргайл, и в музыке слышно эхо опер Брехта и Вейлла, Берга и Стравинского. В рамках «Проекта Р» зрители увидят оперу Славомира Купчака «Вояжер» о текстах, которые были переданы спутником потомкам, и постановку Катаржины Гловицкой — «Реквием для иконы» об отношениях леди Кеннели и папарацци.

Конкурсные концерты, посвященные 166-летию со дня смерти Фредерика Шопена, прошли 3, 16 и 17 октября, а с 18 по 20 октября состоялся финал с выступлением лауреатов конкурса, отборочные туры которого стартовали в апреле. Еще в 1927 году пианист, педагог и ученик Александра Михайловского Георгий Журавлев решил организовать Международный пианистов имени Фридерика Шопена, и шоу восхищает слушателей до сих пор.